В трех часах езды к югу от Консепсьона в центральной прибрежной части Чили раскинулись зеленые холмы комунидад Мигель Евилао. Это одна из многих общин мапуче, коренного народа, составляющего около 12 процентов населения Чили. В Мигель Евилао проживает 55 семей - чуть более 200 человек - и выращивается действительно впечатляющая продукция, в том числе ягода маки.


Эта ягода, родом из Чили, является центральной частью большого плана мапуче в этой общине по возвращению некогда отнятых у них земель и превращению их в сельскохозяйственные угодья. Маки ценится как за свой вкус, так и за впечатляющее количество антиоксидантов, более чем в три раза превышающее их количество в ежевике и клубнике. По вкусу сок маки напоминает смесь граната и черники, с танинным жжением в горле и приятной сладостью. Посетители могут попробовать эту ягоду не только в виде сока, но и в виде консервированного десерта, варенья и в чайных пакетиках. Мапуче считают ягоду маки целебной и употребляют ее в виде сока, печенья и муки.

"Мы всегда пили маки. Это дерево священно для народа мапуче", - говорит Сегундо Мигель Евилао Уэнчуллан, президент общины, через переводчика с испанского. "Это означает, что оно выполняет три функции, поэтому оно так важно для нас. Это священное, лекарственное и питательное дерево".

По его словам, сок всегда пользуется спросом и, по сути, продает сам себя. Но община производит гораздо больше, чем маки. В 2018 году она стала первой общиной мапуче, часть сельскохозяйственных угодий которой была сертифицирована как экологически чистая. Каждая семья в Мигель Евилао так или иначе связана с сельским хозяйством, а шесть семей, в частности, работают с сертифицированной органической продукцией.

 

Сок, приготовленный из ягод маки, имеет сладкий вкус и дубильное жжение. Фото Larisa Blinova/Shutterstock

По словам Сегундо, цель развития экосельскохозяйственного производства двояка: это дает экономические возможности для общины и помогает приблизиться к продовольственному суверенитету. Продовольственный суверенитет, определение которого было дано на первом глобальном форуме по этой теме, означает "право народов на здоровую и культурно приемлемую пищу, произведенную экологически чистыми и устойчивыми методами, и их право определять свои собственные продовольственные и сельскохозяйственные системы". Сегундо говорит, что цель общины - производить 100 процентов собственных продуктов питания, на 100 процентов органических, но пока она еще не достигла этой цели.

Поворот к фермерству

Более широкая группа мапуче попала в заголовки международных газет из-за своих конфликтов с чилийским правительством по поводу прав на землю и признания их культуры. Земли мапуче были массово распроданы в период с 1976 по 1990 год, причем большая их часть была превращена в лесные угодья для выращивания неместных сосен и эвкалиптов.

В Мигеле Евилао постоянно ощущается суть этого конфликта. Только в 1995 году Мигель Евилао получил обратно 60 гектаров земли после того, как несколько общин мапуче выступили с протестом и перекрыли лесовозные дороги в этом районе. По состоянию на 2011 год у общины было 300 гектаров земли - около 740 акров. Она надеется на большее, поскольку коммерческие лесники все еще окружают ее. Сегундо говорит, что ему кажется, будто коммерческая индустрия хочет столкнуть общину в море.

В 2012 году община Мигель Евилао перешла на коммерческое использование своих земель. Община занимается сельским хозяйством на 120 гектарах земли, а 80 гектаров используются для животноводства. Остальные земли - около 100 гектаров - еще не обработаны. "Здесь мы не потребляем сосну или эвкалипт, которые производит лесная компания", - говорит Сегундо. "Поэтому мы приняли решение о коммерциализации, начиная с 2012 года". Это дало им возможность добиться большей независимости от правительства".

 

Чили остается единственной латиноамериканской страной, не признающей коренных народов в своей конституции. Новая конституция будет разработана в следующем году, и семь мест в конституционном конвенте уже зарезервированы для представителей мапуче. Сегундо говорит, что мапуче уже давно борются за такой прогресс.

Традиционно народ мапуче "в основном занимался собирательством", - говорит Сегундо. Но более поздние поколения были садоводами и фермерами. Сегундо и его сестра Хуана Роза Евилао Уэнчуллан выросли в окружении овощей, фруктов и пшеницы. "У нас был свой мангольд и петрушка. Мы играли, кто лучше вырастит", - говорит она. Сейчас Хуана продолжает это наследие, возглавляя группу женщин, которые занимаются выращиванием органических культур на своей ферме и за ее пределами. Они превращают кухонные отходы в удобрение, используя методы вермикомпостирования.

 

Община вывела несколько популярных продуктов, включая маки, как уже упоминалось, а также семенной картофель предков, который, естественно, содержит меньше крахмала, и пшеницу с минимальным содержанием клейковины. Помимо возделываемых земель, члены общины также собирают океанические продукты, такие как морские водоросли, моллюски и другая рыба. Регулярные угощения включают соленые морские водоросли, называемые cochayuyo, и налька, волокнистое бамбукоподобное растение, которое сравнивают с ревенем.

"Работа - это все для меня, - говорит Хуана. Она хочет, чтобы ее внуки, племянники и племянницы знали, каково это - пачкаться, знали, насколько вкуснее еда, когда она выращена правильно. "Вся община работает над восстановлением техники, которую использовали наши бабушки и дедушки", - говорит она.

Боли пандемии

До пандемии Хуана и другие общины были заняты не только сельским хозяйством, но и приемом гостей. Сельскохозяйственные производители и учителя приезжали, чтобы узнать, как создать здоровый органический урожай. Ученики из близлежащей католической школы регулярно приезжали, чтобы узнать о технике и о том, как использовать ее для органического сельского хозяйства. "Они приезжали, чтобы понять, чему их учили в университете", - говорит Сегундо.

Международные и национальные туристы также приезжали, чтобы узнать об общине, ее сельскохозяйственной работе и прогуляться по потрясающему побережью. Туристы помогали в работе, собирая урожай вместе с общиной, а затем собирались вместе, чтобы пообедать. "Туристы были очень воодушевлены, потому что после сбора урожая мы готовили еду из тех же продуктов", - говорит Сегундо.

Но это была тяжелая работа. Хуана иногда засиживалась до двух часов ночи, пытаясь успеть сделать всю свою работу. Пандемия на данный момент многое изменила. Продажи в столице, Сантьяго, сократились, и они месяцами не могли продать свою продукцию. Теперь Хуана просыпается в не очень ранние 9 утра и завтракает, а затем обедает вместе с матерью. "У меня есть целый день, чтобы быть на своей грядке", - говорит она.

Община Евилао не принимает гостей с марта 2020 года, и это дало ей больше времени для общения с природой и реорганизации, чтобы сделать свои участки более продуктивными, говорит Сегундо. И поскольку община закрыта для посторонних, ни один ее член не заболел COVID-19. Члены общины надеются принять туристов в конце этого года, хотя они боятся занести вирус в свою общину. Они все еще выясняют детали, но Сегундо сказал, что они надеются, что в сентябре или октябре они смогут пригласить людей обратно, имея на руках анализы на COVID-отрицательные.

Еще одним камнем преткновения стал их ценный продукт. В то время как ягоды маки сертифицированы как органический продукт, их любимый сок не сертифицирован, поскольку им необходимо сертифицировать небольшое количество сахара, которое они добавляют в напиток. Они надеялись изменить эту ситуацию в июне 2020 года, посетив Бразилию, где производится некоторое количество органического сахара, но не смогли этого сделать из-за пандемии. В конечном итоге они планируют продавать сок см.болистам. "Это энергетический напиток с антиоксидантами. Мы считаем, что он полезен для здоровья", - говорит Сегундо.

Когда снова станет безопасно, они хотели бы возобновить эти планы. Пока же они сосредоточены на том, чтобы продолжать выращивание, пока посетители не смогут вернуться, говорит Сегундо.

"Мы всегда будем расти", - говорит Сегундо. "Могут случиться пандемии, природные катаклизмы, но мы должны быть в состоянии продолжать производить продукты питания."