Введение в пермакультуру



Пермакультурный дизайн

Пермакультурный дизайн - это, по сути, многогранный, интегрированный и экологически гармоничный метод проектирования ориентированных на человека ландшафтов.

Под ориентированностью на человека следует понимать то, что идеальный дизайн пермакультуры способен максимально эффективно удовлетворить многие потребности семьи или общины в сравнительно локализованной среде. Интегрированность дизайна данного типа относится к предельно рациональной и продуманной взаимной связи элементов в общей системе.

Во всех проектах пермакультурного дизайна важно работать с естественными принципами, учиться у природы и пытаться жить в гармонии с ней. Принципиально важно восстанавливать деградировавшие земли и создавать естественные системы, которые поддерживают жизнедеятельность человека на планете Земля.

Пермакультура охватывает многие дисциплины. Чтобы понимать как данный дизайн работает, необходимы знания из множества областей (почвоведение, гидрология, биология, животноводство, климат, архитектура, геология, география и т.д.).  Только в таком случае можно увидеть и грамотно реализовать функцию каждого элемента во взаимосвязанной системе.

Но я уверен, что по мере развития данного направления в сфере проектирования жилья, будут формироваться целые команды высококвалифицированных специалистов, которые смогут выходить за существующие рамки и создавать действительно впечатляющие проекты. Лично для меня наблюдать за этим процессом будет невероятно захватывающе.

Пермакультура на данном этапе своего развития преподается в форме 72-часового курса, который охватывает теоретические концепции и научные основы, формирующие предпосылки для развития и использования пермакультурного дизайна. Уверен, что в будущем данную дисциплину будут преподавать в университетах и даже школах.

Крайне важно, чтобы человечество перешло к экологически устойчивым методам производства продуктов питания, а также переосмыслило существующие планы формирования и обустройства поселений. Произойти данные изменения должны как на индивидуальном уровне строительства личного жилья, так и на общественном уровне в областях городского, пригородного и сельского планирования. Я уверен, что только принятие этих интеллектуальных, интегрированных и целостных принципов проектирования помогут в будущем поступательно развиваться современному человечеству.

Далее я обрисую в общих чертах основные методы, которые мы используем в процессе создания проектов пермакультурного дизайна, и его ключевые особенности. Мы рассмотрим

  1. Проектирование мэйнфреймов

  2. Секторный анализ

  3. Планирование зон

  4. Рабочие процессы

  5. Анализ и подключение компонентов 

1. ДИЗАЙН МЭЙНФРЕЙМОВ

Проектирование мэйнфреймов часто является отправной точкой в создании проекта пермакультурного дизайна. Мэйнфрейм состоит из определения и проектирования основных характеристик ландшафта. В порядке важности ключевыми среди них являются:

1.1 ВОДА

Вода - жизненно важный компонент для полноценной жизнедеятельности человека. Каждый аспект нашего существования зависит от воды. Растения и животные, которых мы выращиваем и затем потребляем в пищу, также нуждаются в воде. Кроме этого мы используем воду для мытья различных предметов и решения многих других бытовых целей.

К сожалению, современное общество халатно относится к данному ресурсу. Открывая кран, мы получаем воду и воспринимаем это как данность.

Однако запасы чистой и питьевой воды ограничены. Важно помнить, что при нынешних масштабах человеческой деятельности мы потребляем и загрязняем водные ресурсы гораздо быстрее, нежели они пополняются. Вода на нашей планете существует как циклическое явление и взаимосвязана с жизнью на Земле, особенно с растениями, водорослями и фитопланктоном.

Водный цикл на нашей Планете на самом деле намного сложнее, чем показано на этой диаграмме. Он включает множество биологических процессов, многие из которых мы до сих пор не до конца изучили и понимаем.

Важно осознавать, что оборот воды в природе - это цикличный процесс. Поэтому в пермакультурном дизайне мы используем имеющиеся знания для того, чтобы максимально взаимодействовать с водой, когда она проходит по ландшафту. Основными принципами пермакультурного дизайна в аспекте водных ресурсов являются размеренность, рациональность и возобновляемость.

Принцип размеренности чаще всего связан с методами хранения воды. Он предусматривает её удерживание в резервуарах на протяжении длительных периодов времени, пока нам не понадобится использовать данные ресурсы. Обычно решение поставленной задачи достигается за счет обустройства надземных хранилищ воды в виде плотин/прудов, а также сбора дождевой воды с твердых поверхностей в резервуары.

Размещение участков плотины, а также расчеты, касающиеся хранения резервуаров воды на крыше, являются важными характеристиками пермакультурного проекта. Это одна из первых вещей, на которые хороший дизайнер обращает внимание в начале работы.

Размеренность использования воды предусматривает получение максимальной эффективности от её присутствия на участке. Профессиональный дизайнер должен увидеть множество возможностей грамотного применения воды благодаря взаимосвязанности компонентов в рамках проекта.

Благодаря нашему доскональному пониманию ландшафта, принципов силы тяжести и потока воды, мы разрабатываем так называемую систему «источник для погружения». Главной её задачей является многократное использование свойств воды, которые улучшают качество жизни человека, в одной системе.

Принцип рациональности расширяет эту концепцию и позволяет нам максимально эффективно использовать воду по всему участку. Благодаря умелому дизайну мы распределяем имеющиеся водные ресурсы таким образом, чтобы покрыть весь участок, в том числе зоны, откуда вода обычно вытекает и где она не задерживается ввиду существующих ландшафтных особенностей.

Особое место вышеуказанный принцип находит в проектировании ирригационных систем. Все участки, если мы хотим выращивать какие-либо культуры, нуждаются в тщательно продуманном орошении. Для решения этой задачи может использоваться доставка воды с высоких плотин или работа с коллекторными резервуарами и насосами. Независимо от выбранного способа правильное и разумное проектирование ирригационной конструкции избавит от многих проблем в будущем.

Принцип возобновляемости находит своё применение в том, что для достижения истинного уровня устойчивости запасов водных ресурсов мы должны возвращать их в почвы и водоносные горизонты. К сожалению, современное человечество преимущественно лишь извлекает воду из наземных хранилищ, не пополняя их, что уже в ближайшем будущем наверняка может стать причиной большой катастрофы. В пермакультурном дизайне используются стратегии погружения воды в почву. Там она служит долгосрочным резервом для систем, ориентированных на деревья и многолетние растения, а также для постоянного сохранения окружающей среды.

Мы можем достаточно быстро восстановить деградировавшую среду и даже в конечном итоге изменить местный климат за счет использования стратегий пермакультуры, особенно в условиях сухого климата, габионовых плотин и бассейнов инфильтрации.

Разработка принципов и правил использования водных ресурсов находится на первом месте, поскольку в конечном итоге это будет основным мотивом, который в будущем непосредственно повлияет на все последующие элементы проекта. Стоит подчеркнуть, что топографические карты часто невероятно полезны при проектировании водных объектов на участке.

1.2 ДОСТУП

В данном разделе кратко описывается, как мы попадаем на участок и территорию, окружающую его, а также передвигаемся по нему. Это важный этап планирования, поскольку плохая или недостаточно продуманная доступность может стать ограничивающим фактором в процессе реализации проекта и последующего проживания людей на участке. К примеру, дорожки на объекте могут нуждаться в постоянном обслуживании, в особенности в случае плохого территориального расположения участка. Это негативный фактор, сопряженный с временными и денежными затратами.

Распространенная ошибка – поспешный выбор места для строительства дома без обеспечения тщательно продуманного доступа к нему. Стоит отметить, что в данном разделе проекта рассматриваются не только дорожки, но и ограждение, ворота и множество других предметов ландшафтного дизайна.

Основные правила при проектировании доступа состоят в том, чтобы, по возможности, пересекать долины вдоль водоема, максимально пересекать ландшафт по контуру, а также подниматься и опускаться по ландшафту вдоль линий хребта. Использование этих принципов приводит к эффективному взаимодействию воды и минимальному разрушению дорожек и других элементов ландшафтного дизайна.

Сегодня в мире недостаточно внимания уделяется данному вопросу. В результате на постоянные нужды ремонта дорог выделяются миллиарды долларов. Если бы мы начали рассматривать доступность как интегрированную характеристику ландшафта, то это позволило бы избежать огромного количества неоправданных расходов.

1.3 ОБЪЕКТЫ

Особое внимание уделяется и объектам, которые будут располагаться на участке. Дом и другие здания должны быть возведены в соответствии с представленными выше принципами. Этот подход к дизайну является единственно правильным и избавляет от многих трудностей в будущем. Строительство не обязательно должно осуществляться в строгом соответствии с рассмотренным порядком. К примеру, дом может быть возведен до обустройства хранилищ воды или постройки дорожек на участке.

Обращаем внимание, что принципиально важно не просто размещать дом там, где открывается лучший вид, как это часто бывает с домами, расположенными на вершинах скал или гор с грубым нарушением всех принципов рациональности и здравого смысла. Эти дома являются невероятно неэффективными, поскольку они должны полагаться исключительно на механические источники подачи воду под давлением на участок. При этом размещение и обслуживание дорожной доступности в гору также обладает минимальной эффективностью и требует огромных ресурсов.

Когда мы разрабатываем структуру участка, исследуем топографию ландшафта и природные водные объекты, а также схемы доступа и прочую информацию. В процессе этого анализа мы часто автоматически без проблем находим оптимальное место для размещения дома. В результате Вы получаете хорошо расположенное и эффективное жилье, которое построено в гармонии с природой.

Наконец, сам дом. Это огромная тема и выходит за рамки данной небольшой обзорной статьи. Среди главных принципов стоит выделить учет климатических особенностей местности, где строится дом. Только в таком случае мы понимаем как правильно планировать функции водоснабжения и доступа, создавая невероятно красивые и функциональные дома. Спроектировать дома, требующие минимум затрат для отопления холодной зимой или охлаждения жарким летом, без учета указанных принципов почти невозможно.

2. СЕКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Важнейшим вопросом на этом этапе является анализ сил и проявлений природы, которые воздействуют на участок и чаще всего являются неконтролируемым. Среди этих факторов особого внимания заслуживают солнце, ветер, дождь, зоны затопления, опасность возникновения и распространения пожаров, шум, риск поступления химического загрязнения с соседних участков и т.д.

Проектирование обязательно необходимо осуществлять с учетом этих характеристик. Перед началом работ мы изучаем направление, откуда приходят преобладающие ветры, определяем летние и зимние углы солнца, рассматриваем откуда могут прийти потенциальные стихийные бедствия и т.д. Проще говоря, мы уделяем особое внимание тому, что происходит вокруг нас, как от природы, так и от взаимодействия с другими людьми.

Иногда сбор этих данных может занять довольно много времени. При этом наибольшей ценностью обладают прямые наблюдения, которые можно получить, находясь исключительно непосредственно на объекте. Хотя многие из этих данных доступны и в форме исторических записей, другую информацию можно найти в Интернете или даже получить за дружеской чашкой чая в процессе увлекательной беседы с соседями, которые долгое время жили в этом районе. Чаще всего именно давние жители, особенно те, чьи семьи жили в данной местности в течение нескольких поколений, очень хорошо понимают местную погоду и стихийные бедствия. Влияние климата не стоит недооценивать, ведь от него и зависит наш повседневный комфорт и условия для жизнедеятельности.

После того, как мы определили различные силы природы и воздействия человека, которые могут присутствовать на нашем участке, мы начинаем размещать их на концептуальной карте участка по мере сбора необходимой информации. Нам принципиально важно разработать эффективные стратегии для работы со всеми этими силы.

Движение солнца на участке имеет огромное значение, поскольку оно во многом определяет наши возможности в дизайне. Чаще всего от этого фактора зависит расположение дома и возможность выращивания на участке разных сортов культур либо деревьев. Важным требованием для обеспечения комфорта будущих жильцов дома является выработка эффективной стратегии защиты от ветра для смягчения или перенаправления холодных либо горячих ветров.

Другие факторы могут требовать использования и внедрения конструктивных решений для смягчения или создания буферов безопасности. Например, нам может потребоваться проектирование противопожарных блоков или сборка огнезащитных установок в секторе, который особенно подвержен опасностям возникновения и распространения пожара.

Возможно, потребуется создать живые изгороди из растений и деревьев для защиты участка от неприятных взглядов прохожих и ненужного внимания соседей. При этом данные ресурсы могут выполнять множество полезных дополнительных функций от использования в качестве корма для животных до применения в виде источника получения хвороста дров. Именно в таком случае мы приближаемся к главной задаче – максимально эффективному применению имеющихся возможностей.

Секторный анализ занимает особе место в процессе разработки проекта по причине неизбежности и неконтролируемости сил природы, с которыми мы имеем дело. Если мы планируем строить дом на века, то эти факторы обязательно должны быть рассмотрены, разработаны и проанализированы до фактического начала создания проекта. Знание максимального объема информации об этих силах природы обеспечит более глубокий уровень формирования паттернов, которые, по мере того, как мы продолжим процесс проектирования, начнут раскрывать нам детали.

Когда мы четко понимаем, что дизайн - это не прихотливый процесс навязывания нашей воли ландшафту, а скорее то, что мы вступаем в гармоничное взаимодействие с окружающей средой, только тогда начинает проявляться истинное творчество. Именно в адаптации к существующим ограничениям дизайна и находит своё воплощение настоящий талант и профессионализм дизайнера.

3. ЗОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Зональное планирование - это локальный подход к элементам, которые мы хотим видеть на своём участке. Представленное далее определение «зон» не является обязательным. Это больше стандарт, который в большинстве случаев помогает создавать комфортабельное и гармоничное жилье, но в случае необходимости может адаптироваться под индивидуальные нужды клиента и особенности участка.

Зональное планирование осуществляется в процессе проектирования, так как этот этап значительно более гибок в подходе, нежели разработка мэйнфреймов или секторов. В данном случае мы имеем возможность выбирать, что мы хотим включить или нет. Этой особенностью зональное планирование выгодно отличается от стадии работы с мэйнфреймами и секторами.

Можно сказать, все зоны являются своего рода производными «Зоны 0», которая является центральной зоной обитания, чаще всего главным домом. Каждая последующая зона оценивается с точки зрения потребностей в энергии и обслуживании. Зона 1 имеет наивысшую постоянную потребность во внимании, а зона 5, которую часто называют зоной дикой природы, практически не требует нашего участия.

3.1 ЗОНА 0

Это наше основное жизненное пространство. Именно здесь мы проводим большую часть времени. Обычно мы в этой зоне люди будут спать, есть, отдыхать и, возможно, даже работать. Это сердце, с которым связаны все остальные зоны. Наши дни обычно начинаются и завершаются здесь, и вся наша работа над участком будет брать своё начала именно с этой позиции. Обращаем внимание, что при желании Зону 0, можно рассматривать и в качестве места для размещения персонала, который и будет заниматься обслуживанием объекта.

3.2 ЗОНА 1

Зону 1 обычно рассматривают в качестве зоны ухоженных садов, где деревья гармонично сочетаются с различными декоративными растениями, которые добавляют участку красоты и наполняют его приятными ароматами. Это зона обычно находятся в непосредственной близости с зоной 0. Для обеспечения оптимальных условий выращивания растений могут использоваться методы полного мульчирования и точечного компостирования.

Зона 1 может также включать тепличные и/или теневые постройки, прикрепленные к дому для выращивания подходящих по климату местности насаждений. Интересным решением могут стать часто посещаемые питомники. Нередко в этой зоне размещают резервуары с дождевой водой, решетки, небольшие декоративные рыбные пруды и другие соответствующие объекты.

3.3 ЗОНА 2

В этой зоне мы локально продолжаем движение от центра, которым является Зона 0. Зоны 2 должны получать необходимое ежедневное внимание, однако в процентном отношении они часто занимают более обширную территорию, но при этом требуют меньше непосредственного обслуживания. Эти области могут включать в себя более обширные огороды, разнообразные многопрофильные многослойные сады, курятники, доильный навес для молочных животных, плотины для аквакультуры и пруды для разведения рыбы и т.д.

3.4 ЗОНА 3

По мере движения от центра обитания, следующей может стать зона, предназначенная для производства в промышленных масштабах. В неё могут входить пастбища для животных свободного выгула, производство основных культур или овощей (кукуруза, картофель и зерновые культуры), а также более обширные фруктовые либо ореховые сады. Эта зона требует значительно меньше обслуживания. Необходимо лишь регулярно выполнять обрезку деревьев, заниматься посадкой или сбором урожая и выполнять другие сопутствующие операции.

3.5 ЗОНА 4

Последней основной зоной, которая должна рассматриваться на участке пермакультуры, является зона 4. Часто её называют «фермерским лесным хозяйством». Эта зона нередко располагается локально, дальше всего от зоны проживания человека. После создания она требует минимального ежегодного обслуживания и внимания.

Элементы зоны 4 чаще всего обладают обширными площадями. Это могут быть пастбища для животных и/или лесные участки, засаженные древесиной или деревьями для дров. Многие из деревьев, отобранных для этой области, будут расти в течение многих лет. Более того, они даже могут взращиваться для будущих поколений. Умный дизайнер обязательно заранее планирует возможное расширение площади активной жизнедеятельности человека на годы или даже на будущие поколения.

Опять же, не на каждом участке достаточно места для обустройства Зоны 4. Более того, далеко не каждому собственнику такая зона нужна. Поэтому еще раз обращаем внимание, что все рассматриваемые зоны не обязательно должны присутствовать в проекте, чтобы он считался пермакультурным.

3.6 ЗОНА 5

Зона 5 - это зона «дикой природы». Еще раз, подчеркиваем, что участок может не иметь области дикой природы. При этом в случае наличия эта зона может быть естественно дикой либо же представлять собой небольшую искусственно созданную среду обитания дикой природы на облагороженном человеком участке.

Здесь уже природа начинает учить дизайнера. Эти места предназначены для наблюдения, релаксации и медитации. Мы не тратим энергию на поддержание этих областей, скорее, мы позволяем себе быть учениками и учиться на дарах, которые природа может предложить нам.

Подведем итоги

Для дизайнера в процессе выполнения зонального планирования важно не концентрироваться на разграничении зон, рисуя воображаемые линии между ними. Зонирование - это концептуальная основа, и, в конечном счете, детали в данном случае не имеют определяющего значения. Зонирование - это просто процесс проектирования, который мы используем для пространственного размещения элементов в системе относительно центра внимания с учетом потребностей в их обслуживании и обеспечении необходимыми ресурсами. Это все.

Сами зоны являются произвольными и воображаемыми, и в ландшафте нет «линий», определяющих, что делает одну область конкретной зоной. Организация зонирования может быть выстроена любым удобным для клиента способом. Например, прямо за входной дверью дома может находиться зона дикой природы, если человеку будет действительно комфортно жить в таких условиях.

Если мы принимаем данные принципы, то зонирование становится относительно простым этапом проектирования и связывается со следующей стадией реализации проекта - пониманием рабочих процессов.

4. РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ

На мой взгляд, это часто упускаемая из виду и неправильно понимаемая область дизайна. Я на самом деле предпочитаю называть этот этап «жизненные процессы», а не рабочие процессы. Для меня, когда мы создаем проект пермакультурного дизайна, мы фактически создаем цельный образ жизни. Человеку нужно чувствовать себя комфортно и гармонично с окружающим ландшафтом. Мы должны ощущать, что являемся живым, дышащим, функциональным элементом, как бы становясь его частью.

Вкратце: разработка рабочих процессов требует от нас творческого взгляда на участок, поэтапного развития и обдумывания того, как мы можем взаимодействовать с ним ежедневно, ежемесячно и ежегодно.

Когда мы разрабатываем рабочий процесс, мы понимаем как собираемся перемещаться по участку, и мы размещаем элементы реляционно, используя наше планирование зон в качестве ориентира. Подобный подход позволяет максимизировать эффективность и сократить количество непродуктивного и зря потраченного времени. В результате мы создаем направление, которое позволяет сразу выполнить, к примеру, все утренние задачи.

Таким образом, разработанный путь может привести человека к молочной ферме для утренней дойки, и параллельно он будет проходить мимо птичника, чтобы собрать яйца и покормить птиц. В свою очередь на обратном пути к кухне человек можно пройти через сад и огород, где можно собрать фрукты и/или овощи для завтрака. В результате Вы получаете возможность войти в кухню, загруженным всем необходимым для приготовления вкусных блюд.

Следует отметить, что реализация рабочих процессов находит своё применение не только на частных участках, но и на коммерческих производственных площадках.

Плохое планирование рабочего процесса может стоить много часов бесполезного труда и зря потраченного времени, а также способствовать формированию неприятной рабочей среды. В свою очередь грамотный подход к решению этого вопроса позволяет значительно повысить эффективность работы и обеспечить получения удовольствие от взаимодействия с участком для персонала.

Неудачное размещение сараев для инструментов и складских помещений гарантирует, что приспособления наверняка останутся в поле. Почти каждая ферма борется с этой проблемой. Я же благодаря накопленному опыту и имеющимся знаниям могу с полной уверенностью утверждать, что это не проблема людей, а вопрос дизайна.

Естественно, каждый человек стремится делать то, что проще всего. Если для возврата инструмента на место его хранения потребуются дополнительные несколько минут из нашего естественного пути, то это вряд ли вызовет положительные эмоции у персонала. В результате приспособления легко забудут на участке или просто поспешно бросят в пространство для хранения, а не будут тщательно обслуживать и помещать в правильное место. Если нам придется значительно отклониться от нашего самого легкого пути, это в конечном итоге станет неприятной рутиной, которой чаще всего пренебрегают.

Такое понимание важности ландшафтного дизайна может использоваться по отношению к любому рабочему процессу. Чем проще, эффективнее и гармоничнее наши естественные ритмы и модели движения, тем более приятной будет наша работа с ландшафтом.

5. АНАЛИЗ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ

Анализ компонентов - это процесс определения и выбора объектов, которые будут находиться на участке. На данном этапе у нас уже есть представление о том, где на местности все будет размещено, а также имеется понимание о том, как мы будем взаимодействовать с этими элементами на ежедневной основе. Теперь необходимо более детально рассмотреть каждый из них.

Эта часть планирования может выполняться немного раньше в процессе проектирования, когда мы планируем зоны и обдумываем, какие именно элементы мы хотели бы использовать. Проектирование не является абсолютно линейным процессом. Поэтому мы можем переключаться между всеми рассмотренными этапами проектирования в процессе создания общего проекта.

Анализ компонентов, по сути, представляет собой процесс перечисления всех функций каждого компонента, их анализа и сравнения. Главная задача – найти оптимальный вариант, который сможет максимально полно удовлетворить наши потребности.

Стоит отметить, что, рассматривая функции каждого конкретного компонента в системе, мы начинаем видеть как разные элементы могут взаимодействовать друг с другом. В результате мы получаем возможность расширить этот анализ, создавая функционально интегрированный целостный дизайн.

Для наглядности в качестве примера давайте рассмотрим исследование характеристик курицы. Сначала мы на бумаге перечислим потребности, функции, возможности, поведение, а также внутренние показатели этого объекта. Первые две характеристики являются самыми важными, поскольку от них зависит как мы будем сочетать курицу с другими элементами системы. В последнюю очередь рассматриваются внутренние свойства птицы, которые мы используем при выборе конкретной породы в соответствии с нуждами клиента.

По мере того, как мы начинаем понимать потребности цыплят в пространстве и пище (насекомые, семена и т.д.), а также особенности их поведения и развития (содержания, кормления и т.д.) мы можем прийти к единственно правильному решению. К примеру, чаще всего на участке в саду имеется идеальное место, где птицы смогут предупреждать разрастание сорняков, обеспечивая столь необходимое удобрение для деревьев, и убирая опавшие фрукты и семена посредством использования их в пищу. В процессе проектирования мы обязательно подготавливаем аналогичный список характеристик для сада, и на данном этапе проектирования соединяем эти два компонента.

Есть много способов, с помощью которых можно справиться с поставленной задачей. Поэтому если мы занимаемся разработкой долгосрочного проекта, то может потратить достаточно много времени на этот процесс. Так, к примеру, мы часто создаем детализированную карту для каждого элемента, который хотим видеть в системе, перечисляя потребности, поведение и внутренние характеристики для каждого из них. Затем с каждой из этих карт мы подбираем подходящие места, где потребности одной удовлетворяются продуктами/поведением другой.

Этот процесс проектирования может длиться до бесконечности, поскольку мы всегда находим много новых возможностей для полезного взаимодействия между компонентами на участке.

Хороший способ понять важность этого процесса проектирования состоит в том, что независимо от выбранного варианта соединениях двух компонентов, мы неизбежно придем к получению как новых полезных функций, так и ненужных ресурсов (отходов и т.д.). Однако, когда компоненты соединяются разумно, эти «отходы» фактически становятся ресурсом для другого компонента. В результате оптимизируются издержки, и максимально эффективно используется каждый элемент общей системы.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта разбивка процесса создания проекта пермакультурного дизайна на этапы является лишь одним из способов более детально взглянуть на обустройство участка. В любом случае готовые проекты представляют собой достаточно сложные, изменчивые и развивающиеся системы. Поскольку мы работаем с живыми элементами, важно стараться выходить за рамки рационального разума и постоянно находить креативные и нестандартные сочетания элементов. Чем больше и рациональнее мы используем возможности природы, тем эффективнее будут создаваемые системы.

Разрабатывая проекты от общих шаблонов, таких как дизайн мэйнфреймов, до мельчайших деталей, присутствующих во взаимодействиях конкретных живых систем, мы создаем невероятно креативные, эффективные, продуктивные, а также естественно эстетичные решения.

Пермакультурный дизайн, когда он действительно успешно и правильно реализован, является предметом элегантности, красоты и, в конечном счете, улучшения качества жизни человека.

Мы стремимся создавать захватывающие и вдохновляющие места, в которых действительно хочется жить!